Том 25, Номер 2, 2019

Содержание

Редакционная коллегия

pdf_3.png

А. С. Марутян
Болтовые соединения новой модификации для стержневых элементов металлических конструкций зданий и сооружений

Филиал Северо-Кавказского федерального университета в Пятигорске
Аннотация. Приведено новое техническое решение монтажных стыков металлических конструкций в виде болтовых соединений стержневых элементов на врезных фасонках с продольными осевыми прорезями. Этими прорезями каждая из фасонок разделена на одинаковые участки с отверстиями под болты, симметрично отогнутые в противоположные стороны на толщину фасонок, что обеспечивает их соединение внахлестку посредством стяжных болтовых креплений без одиночных или парных накладок и без эксцентриситетов. Такое конструктивно-компоновочное решение врезных фасонок оказалось достаточно эффективной первоосновой для их пространственной модификации в виде врезных крестов. Применение подобных крестов в типовых стыках трубчатых стержней позволяет отказаться от двойных комплектов болтовых креплений и сдвоенных пар накладок из равнополочных уголков со снятыми фасками. Сравнение предложенных, известных и типовых решений на одних и тех же базовых объектах показало, что новые болтовые соединения обладают необходимым и достаточным запасом несущей способности, обеспечивают уменьшение расхода конструкционного материала и являются равнопрочными со стыкуемыми стержневыми элементами. Универсальность предложенных технических решений обеспечивает им применимость в болтовых соединениях стержневых элементов из трубчатых и прокатных (незамкнутых) профилей, а также повышает их перспективность, рациональность и эффективность в разработке новых форм монтажных стыков несущих конструкций зданий и сооружений.
Ключевые слова: монтажные стыки металлических конструкций, болтовые крепления, соединения на врезных фасонках, соединения на врезных крестах, оптимизация стыковых соединений.

 

pdf_3.png

Ю. Ю. Арушонок
Определение параметров работы строительных конструкций под нагрузкой в процессе их испытаний

ФГБОУ ВО «Институт архитектуры и строительства Волгоградского государственного технического университета»
Аннотация. В статье описаны примеры практического применения портативного информационно-измерительного комплекса на базе аналого-цифрового преобразователя ZET 210 под управлением ноутбука при проведении натурных испытаний различных строительных конструкций промышленных зданий и сооружений, таких как стальные и железобетонные балки перекрытий, стропильные фермы, колонны, подкрановые балки, стволы, оттяжки и другие элементы дымовых труб, металлические башни. Испытания проводились в рамках обследования с целью оценки текущего технического состояния указанных строительных конструкций. Измерялись фактические значения таких параметров работы конструкций под нагрузкой, как амплитуда, частота и логарифмический декремент свободных колебаний, амплитуда и частота вынужденных колебаний, параметры технологической вибрации, линейные деформации материала, твердость стали по Бринеллю. Результаты измерений использовались в качестве технических критериев оценок при написании заключений по итогам обследований.
Ключевые слова: информационно-измерительный комплекс, аналого-цифровой преобразователь, ZETLab, испытания строительных конструкций, измерение параметров работы конструкций под нагрузкой.

 

pdf_3.png

В. Ф. Мущанов, А. Н. Оржеховский, А. И. Демидов, С. А. Фоменко,
Ф. Ф. Стифеев
Особенности реализации метода конечных элементов в пространственной постановке при создании авторских программ

ГОУ ВПО «Донбасская национальная академия строительства и архитектуры»
Аннотация. В статье рассматриваются некоторые особенности реализации метода конечных элементов в пространственной постановке при создании авторских приложений для вычисления внутренних усилий строительных конструкций. Рассмотрена методика автоматизации формирования локальных и глобальной матриц жесткости, вычисления матриц жесткости стержневых элементов при различных граничных условиях. В основу методики положен метод конденсации матрицы жесткости. Приводятся наиболее оптимальные способы формирования матриц направляющих косинусов и вектора внешней нагрузки. Методика вычисления основного блока матрицы направляющих косинусов базируется на использовании углов Эйлера. Рассматривается прием формирования локальных векторов внешней нагрузки, а также алгоритм формирования вектора внешней нагрузки системы в целом из локальных составляющих. Приведен тестовый пример расчета пространственной рамы по предложенной методике, реализованной на языке программирования MATLAB. Полученные результаты сопоставлялись с расчетом аналогичной конструкции в программном комплексе «ЛИРА-САПР». Разница составила менее одного процента.
Ключевые слова: строительные конструкции, метод конечных элементов, матрица направляющих косинусов, матрица жесткости, программный продукт.

 

pdf_3.png

А. Н. Миронов, Ю. А. Марченкова, Ю. Р. Рыб, А. А. Ягмур
Уточнение коэффициента поперечной установки транспорта для сталежелезобетонных пролетных строений мостовых сооружений

ГОУ ВПО «Донбасская национальная академия строительства и архитектуры»
Аннотация. В работе произведен расчет коэффициентов поперечной установки транспортных средств АК-15, НК-100 и пешеходной нагрузки для главных балок сталежелезобетонного пролетного строения мостового сооружения с применением методики внецентренного сжатия. В ходе инженерного расчета выполнена проверка сечения крайней главной балки мостового сооружения в соответствии с требованиями первой и второй группы предельных состояний. В программном комплексе «ЛИРА-САПР 2013» построены две расчетные модели балочного неразрезного пролетного строения центральной части мостового сооружения. На основании полученных численных данных определены коэффициенты поперечной установки транспорта и выявлен характер распределения временной подвижной нагрузки транспорта между главными балками моста. В результате исследования выполнен сравнительный анализ коэффициентов поперечной установки транспорта, полученных инженерным и численным методами.
Ключевые слова: коэффициент поперечной установки (КПУ), сталежелезобетонное мостовое сооружение, главные балки, временная подвижная нагрузка транспорта, метод внецентренного сжатия, конечные элементы (КЭ).